Ярослав Бендяк: Реалии украинского рынка складской логистики или что мешает ему расти

19.11.2018
Ярослав Бендяк: Реалии украинского рынка складской логистики или что мешает ему расти. Фото (1)
Ярослав Бендяк, руководитель отдела продаж стеллажных систем

Как не стать заложником площади и повысить производительность в условиях реалий украинского рынка? Какова ситуация с арендой складских помещений в Украине? Главными трендами, а также перспективами развития рынка складской логистики в 2019 делится Ярослав Бендяк - эксперт «Склад Сервис», руководитель отдела продаж складских стеллажных систем.

- Какие особенности рынка складской логистики в последнее время?

Ярослав Бендяк: На сегодняшний день продуктивность бизнеса в том числе зависит от степени вовлеченности предпринимателя в актуальные тенденции отрасли складской логистики. Рынок действительно диктует свои правила. Ключевыми его особенностями в последнее время являются: дефицит свободных площадей, нехватка персонала, увеличение стоимости арендных ставок. 

При этом, компании понимают, чтобы быть конкурентноспособней,  необходимо расти в ассортименте, делать ставку на разнообразие товаров и осуществлять отгрузку максимально быстро!

Все эти факторы, вынуждают собственников бизнеса оптимизировать складскую логистику. Начать использовать по максимуму существующую площадь склада по высоте, если она не была полностью задействована, чтобы нарастить объемы хранения. А для увеличения скорости отбора и оборачиваемости продукции в целом, необходимо задумываться об автоматизации процессов в пределах доступной им площади. 

- По прежнему самые популярные паллетные фронтальные стеллажи  или на смену начали приходить современные веяния из Европы (мобильные, шаттловые)?

Ярослав Бендяк: В Украине фронтальные паллетные стеллажи наиболее популярны. Эта самая технически простая, доступная по стоимости и ликвидная на вторичном рынке система. Клиенты, которые «помещаются» в доступной им площади и имеют определенное количество резервного места - конечно, устанавливают стеллажные системы именно такого типа.

Однако, не все знают о возможности замены старого оборудование на современное - более эффективного. При необходимости, по программе trade-in клиент может продать свои стеллажи и установить модернизированные системы.

В практике нашей компании уже были подобные проекты. К нам обращались компании, где увеличилось количество моно-товара, который стало сложнее обрабатывать на классических конструкциях.  «Склад Сервис» выкупал паллетные системы с фронтальной загрузкой, а на их месте  устанавливал системы drive-in или полностью автоматизированное оборудование другого конструктива, под иные задачи. 

Однозначно при разработке технического задания для клиента, как альтернативный вариант фронтальным стеллажам или въездным, я всегда рекомендую рассмотреть установку полуавтоматизированного оборудования для повышения эффективности складских операций. Например, шаттловые стеллажи. Они обеспечивают самую большую вместимость и степень использования складской площадки. Установка нескольких шаттловых стеллажей на складах дистрибьюторов, а также в производственных компаниях, позволяет увеличить динамику обработки товара в несколько раз. Главное их отличие от системы drive-in - они предназначены для удобной работы с разнородной продукцией. Это возможно благодаря тому, что одну ячейку можно использовать под один вид SKU, соответственно, канал - под несколько.

Существует еще один практичный вариант стеллажных систем о котором не всем известно - мобильные паллетные стеллажи. Они  объединяют преимущества классических фронтальных стеллажей и узкопроходных систем - при значительном увеличении объема хранения сохраняется прямой доступ к каждому поддону.

Ярослав Бендяк: Реалии украинского рынка складской логистики или что мешает ему расти. Фото (2)
Мобильные паллетные стеллажи: объединяют преимущества классических фронтальных стеллажей и узкопроходных систем

- Готовы ли клиенты инвестировать в современное оборудование, которое повышает эффективность складских операций. Какой срок окупаемости ожидают при этом украинские предприниматели? 

Ярослав Бендяк: Готовы компании, которые осознали, что можно повысить товарооборот и увеличить прибыль благодаря модернизации устаревшей технологии обработки товара. А также те, кто хочет оставаться на прежнем складе, но при этом есть необходимость увеличиться в объемах хранения. Да, автоматизация в этом случае является рациональным решением и предприниматели готовы рассматривать этот шаг.  Также, с открытием европейского рынка, компании взяли на себя ряд обязательств перед потребителями. Где скорость и качество обслуживания также важны, как и свойства продукта. Поэтому все стремятся к скорости и эффективности работы. 

Предприятия хотят быть современней. Большие компании особенно стараются перенимать опыт своих международных представительств. Иногда даже приходят с готовым техническим заданием. Кто-то решается на полную модернизацию склада, кто-то хочет автоматизироваться локально или частями. 

Сроки окупаемости зависят от типа конструкции и оборачиваемости товара. В среднем, для систем с частичной автоматизацией - это 1-2 года, для полуавтоматизированных - 2-3 года и полностью автоматизированный склад может окупить свою стоимость в течении 4-8 лет. Да, такое оборудование стоит в разы дороже простых стеллажей. Однако те, кто умеют рассчитать наперед, понимают, что стоимость инвестиций в данное оборудование будет оправдана. Ведь максимальная автоматизация рабочих процессов позволяет улучшить качество обслуживания потребителей и увеличить интенсивность работы склада, что в дальнейшем повысит прибыль компании и сделает ее сильнее. 

- Клиент приходит с пониманием что ему нужно или полный консалтинг и проектирование нужно делать за него? 

Ярослав Бендяк: Многие наши клиенты плотно сотрудничают с Европой. Первичное желание двигаться в сторону автоматизации у них уже сформировано. Однако между намерением и действием стоят их опасения и отсутствие четкого понимания о способах организации их работы.

Консалтинг в этом случае просто необходим. Мы, как поставщики современных стеллажных конструкций, стараемся на первичных этапах разработки проекта производить обширную консультацию для клиента. Показываем ему все возможные варианты, четкие сравнения и перспективы. Предлагаем пути оптимизации склада, исходя из его пожеланий и бюджета. 

Таким образом, клиент приходит к оптимальному способу обустройства своего помещения. 

- Какая доля БУ оборудования на рынке Украины?

Ярослав Бендяк: Ни для кого не секрет, что политическая, экономическая ситуация в стране  нестабильна. На дотации, кредиты от государства рассчитывать не приходится. В большинстве бизнес полагается только на собственные средства.

Рассмотреть б/у оборудование, как альтернативу, действительно хотят многие. Речь идет о простых статических конструкциях - паллетных, въездных стеллажах, мезонинах. Такое оборудование не теряет своей ликвидности даже после длительного срока эксплуатации. Главное условие - чтобы специалист-стеллажник гарантировал клиенту ее целостность и несущую способность в разрезе желаемого конструктива. 

На рынке б/у оборудование, действительно пользуется спросом, поэтому оно довольно дефицитно. 

- Как влияет рынок складской недвижимости на отрасль в целом? Цены и количество вакантных площадей. 

Ярослав Бендяк: Однозначно, потребность в качественных складских площадях растет. Нестабильная экономическая ситуация, административные барьеры препятствуют застройщикам. Новые складские помещения практически не строятся, хотя спрос чрезвычайно велик. Арендные ставки на помещения растут, вакантных мест действительно крайне не хватает. При том, что ценность хороших складских помещений, как структурного элемента транспортно-логистической сферы очевидна, качеству и персонализации площадок уделяется все меньше внимания, чем хотелось бы. 

Если говорить глобально, подобное положение вещей  влияет на рынок не лучшим образом. Экономный застройщик не спешит инвестировать большие деньги в строительство качественного склада, а хочет это сделать за счет арендатора.  Соответственно, предприниматель сталкивается с большими инвестициями в строительство в счет дальнейшей аренды. 

Под влиянием снижения вакантности и повышенного спроса увеличатся арендные ставки, а также борьба за наиболее интересные объекты между представителями бизнеса. 

Стоимость квадратных метров колеблется в зависимости от класса площадки, ее геолокаци. Ориентировочно, теплый добротный склад класса А может обойтись  собственнику бизнеса в 5 дол. и выше за кв. м. Что касается вакантных мест - с этим очень сложно. На данный момент, в киевском регионе существует несколько больших земельных участков с имеющимися к ним проектами. Осмелюсь предположить, что адаптация и строительство на этих объектах возобновятся только в том случае, если  стабилизируется экономическое положение в стране. Но когда это произойдет - прогнозировать сложно. 

- Как отражается кадровый голод на сфере складской логистики? 

Ярослав Бендяк: Сектор складской логистики стремительно расширяется и нехватка ответственного персонала становится проблемой. Все сложнее находить серьезных сотрудников для склада, согласных работать в непростых украинских условиях. Люди хотят получать больше, чем при всем своем желании, может предложить предприниматель. 

Так называемый «кадровый голод» влечет за собой снижение эффективности производства и товарооборота в целом,. А также оказывает негативное влияние на конкурентоспособность не только компании, но даже страны.  

- Какие тренды из Европы будут активнее всего развиваться в ближайшее время в Украине? И какие логистические решения помогут повысить продуктивность бизнеса? 

Ярослав Бендяк: За последние годы одним из основных трендов является переход ритейла в плоскость е-commerce. Тенденция продаж в режиме онлайн растет, побуждая компании расширять объемы складов. Также все большую актуальность набирает тренд на скорость - компании будут стремиться к доставке «день в день».  

Но к сожалению, расширятся в объеме возможностей сейчас особо нет, и крупные компании фактически становятся заложниками собственных площадей. Ведь найти на рынке действительно большой лот (от 2000 кв.м) крайне сложно. Приходится размещать продукцию в разных локациях (с дополнительными расходами на транспортную логистику), либо пользоваться тем, что есть. 

Ярослав Бендяк: Реалии украинского рынка складской логистики или что мешает ему расти. Фото (3)
Въездные стеллажи (drive-in): исключение рабочих проходов для погрузочной техники

И здесь предприниматели, руководствуясь опытом зарубежных партнеров, будут стремиться к использованию каждого квадратного метра полезной площади помещения. Рассматривать варианты автоматизированных стеллажных систем и процессов, переходить на электронную систему управления складом WMS, искать нестандартные решения для ускорения сортировки, отбора товара.  

Элементарно, замена широкопроходной системы на узкопроходную, позволяет решить, на первый взгляд, «нерешаемые» вопросы в пределах имеющегося помещения. 

Ярослав Бендяк: Реалии украинского рынка складской логистики или что мешает ему расти. Фото (4)
Этажные стеллажи (мезонин): грамотное использование склада в высоту 
Ярослав Бендяк: Реалии украинского рынка складской логистики или что мешает ему расти. Фото (5)
Мезонин: организация зоны для комплектации и упаковки товаров

При необходимости увеличить скорость фасовки и отборки паллетной продукции, есть смысл подумать об установке конвейерной или сортировочной системы хранения. Если же речь идет о штучной продукции - использовать грамотно склад в высту поможет мезонин. С его помощью можно не только увеличиться в полезном объеме для хранения, но и организовать зоны для комплектации и упаковки товаров, а также офисные помещения для сотрудников. Чем не дополнительная возможность экономии на аренде административных площадей?!

Таким образом с помощью специалистов в этой сфере, можно найти массу простых методов для оптимизации складской логистики.

Ну, и в заключении скажу так… Несмотря на все эти факторы, украинский рынок складской логистики, хоть и медленно,  но все таки идет к расширению. Наш ритейл готов выводить качество обслуживания клиентов на новый уровень и стремится к максимальной автоматизации всех рабочих процессов и это приятно радует.

Поделиться