Татьяна Кудина: таможенное оформление «евроблях» - самые насущные вопросы

12.12.2018

Новый закон о легализации машин на еврономерах, вступивший в силу 26 ноября наделал много шума. Автолюбители в замешательстве. Во сколько теперь обойдется «растаможка»? Что делать, если авто уже приобретено? И может ли в принципе «евробляха» стать «укрбляхой»? 

Наш эксперт по таможенному делу Татьяна Кудина взяла в руки калькулятор, обстоятельно изучила «горячую» тему и нашла ответы на эти и другие актуальные вопросы клиентов. 

Татьяна Кудина: таможенное оформление «евроблях» - самые насущные вопросы . Фото (1)
Татьяна Кудина, заместитель коммерческого директора по ВЭД

- Что такое «евробляхи»  и почему в Украине их так много? 

Татьяна Кудина: Термин «евробляха» давно на слуху. Так называют автомобили, которые зарегистрированы в одной из стран Евросоюза, но эксплуатируются на территории Украины. Согласно официальной информации, на сегодняшний день в стране находится около 300 тысяч нерастаможенных машин, по неофициальной - более полумиллиона. 

Такой спрос на покупку зарубежных транспортных средств обоснован их низкой стоимостью, а уклонение от оформления - высокими акцизными ставками на ввоз и таможенными сборами. 

- В чем суть нового закона о растаможке автомобилей с еврономерами? 

Татьяна Кудина: Осень уходящего года запомнится украинским водителям новыми правилами ввоза иностранных машин. Теперь, согласно закону о таможенном оформлении автомобилей с европейской регистрацией №8487 и №8488, к прежним ставкам за объем двигателя и тип топлива добавится коэффициент за возраст авто. 

Новые законы фактически «дают зеленый свет» ввозу машин младше 2010 года. Однако из-за повышения таможенной ставки за возраст, выгодность такой покупки оказывается под большим  сомнением. Если же вы приобретаете более новую модель, соответствующую современным нормам - стоимость «растаможки» будет вполне приемлемой. 

Сторонники нововведений видят в этом рациональное зерно. Ведь чем дольше автомобиль находится в эксплуатации, тем опасней для окружающей среды становится коктейль из его выхлопов. Новые правила, в этом смысле, станут некой преградой для ввоза авто старше 8 лет. Это попросту станет не выгодно. 

Кроме того, украинский парламент усилил ответственность за уклонение от таможенных правил. Это касается владельцев автомобилей, которые пользуются транспортным средством на условиях временного ввоза или транзита. 

Всем, кому удалось нелегально ввезти машину на территорию Украины с 2015 года, теперь придется раскошелиться на уплату штрафа в размере 8500 грн.

- Как рассчитать сумму таможенных платежей и что в нее входит?

Татьяна Кудина: Таможенные платежи при растаможке «евробляхи» включают в себя ввозную пошлину (примерно 10% стоимости автомобиля), акциз (рассчитывается согласно формуле), НДС (20% от стоимости), сбор в Пенсионный фонд (3-5%), услуги банка и доверенного брокера, штрафы, сертификаты соответствия.

Владельцу иномарки также придется осуществить несколько платежей при постановке машины на учет в сервис-центре МВД. Чтобы самостоятельно рассчитать сумму акцизного налога, стоит воспользоваться следующей формулой: 

коэффициент двигателя х возраст автомобиля х акциз в зависимости от вида топлива = сумма акцизного налога

Коэффициентом двигателя считается объем двигателя деленный на 1000. Коэффициентом возраста - количество полных лет со дня выпуска машины. Предельный показатель - 15 лет. Даже если автомобиль гораздо старше. 

Для авто с двигателем на бензине до 3 литров базовая ставка акциза составит €50 за каждый литр, больший обьем - €100. Машины на дизельном двигателе до 3,5 литров -  €75/литр, свыше - €150. 

К тому же, по состоянию на сегодня и до 25.02.19, в стране действует программа льготной «растаможки» для подержанных автомобилей. В течении 90 дней со дня вступления в силу нового порядка оформления «евроблях», акциз уменьшен на 50%. Это действительно хорошая возможность  купить машину мечты по адекватной цене. 

На первый взгляд выгодность такой покупки может показаться призрачной. Но взяв конкретную модель иностранного автокара и сопоставив его стоимость за рубежом и в Украине - игра стоит свеч. 

- Какие документы необходимы для регистрации машины? 

Татьяна Кудина:  Процедура сбора документов для таможенного органа всегда сопряжена с множеством бюрократических препятствий и «подводных камней». Сразу хотелось бы призвать вас к внимательности при подготовке пакета документов. Для легализации машины вам понадобятся: 

  • внутренний и заграничный паспорт владельца авто; 
  • идентификационный код;
  • водительские права, страховка;
  • договор купли-продажи или прочий правоустанавливающий документ (отметим, что доверенность, даже генеральная, таким документом быть не может);
  • подтверждение снятия транспортного средства с учета;
  • техпаспорт автомобиля;
  • заключение техосмотра;
  • счет/инвойс на приобретение машины (касается только новых авто);
  • декларация о таможенной стоимости (касается только б/у машин);
  • сертификат соответствия.  

Чтобы избежать недоразумений с контролирующим органом, ответственно отнеситесь к процедурам:

  • снятия автомобиля с учета;
  • заполнения инвойса;
  • оформления договора купли-продажи. 

Последняя бумага - одна из определяющих в процессе установки таможенной стоимости авто. Важно, чтобы указанная в договоре цена соответствовала данным специального таможенного каталога SCHWACKE Eurotrans. 

Если в декларации стоимость машины будет занижена - ее установят сотрудники таможни, опираясь на сведения в каталоге. Если завысить цену - таможенники примут ее согласно документам. Поэтому, стоит трижды подумать прежде, чем написать цифру в графе «стоимость автомобиля» при самостоятельном оформлении. К этому пункту представители таможни будут особенно придирчивы. 

- С какими препятствиями можно столкнуться? 

Татьяна Кудина: Нередки случаи, когда украинцы оформляли свои авто на третьи лица и не заключали договор  «купчей». Сегодня подобная хитрость может обернуться серьезными последствиями. Чтобы узаконить транспортное средство, гражданину Украины потребуется найти владельца-нерезидента машины. Собственник должен передать покупателю права собственности на машину и снять ее с учета. После этого украинцу с полным пакетом документов необходимо пересечь границу страны на уже своей "евробляхе". 

Сложным моментом может стать определение таможенной стоимости. Если таможенный орган усомниться в объективности вашей цены - ждите корректировки в сторону повышения. Сумма ввозной пошлины, налога и сбора в Пенсионный фонд, соответственно, также вырастет. 

Чтобы избежать непредвиденных затрат в этой части оформления, рекомендуем прибегнуть к помощи профессионалов. 

- Какие ограничения и штрафы ждут тех, кто не легализовал машину?

Татьяна Кудина: Законопроекты, принятые 26 ноября, предполагают несколько ограничений. Во-первых, это лимитизация количества машин, которые ввозятся без денежного обеспечения. Так, в режиме временного ввоза, резидент может ввезти только один автомобиль. 

Транспортное средство, что находится в Украине в режиме транзита или временного ввоза, нельзя передать в пользование другому лицу или разукомплектовать его. Запрещено также использование такого автомобиля в коммерческих целях. 

При фиксации нарушения срока пребывания машины с еврономерами в режиме транзита, сотрудники Нацполиции будут взимать штрафы:

  • до 10 суток - 3,4 тыс. грн;
  • от 10 до 20 - 8,5 тыс. грн;
  • от 20 до 30 - 85 тыс.грн;
  • более 30 суток, а также при разукомплектации или потере машины - 170 тыс. грн с последующей конфискацией транспортного средства

Размеры штрафов в режиме временного ввоза составят от 17 тыс. грн до 170 тыс. грн в зависимости от термина прострочки. 

Сотрудники полиции имеют право остановить машину с еврономерами для установки личности водителя и проверки регистрации авто. Примечательно, что протокол о нарушении может быть составлен в таможенном органе без участия водителя и вручен ему при выезде за территорию страны. 

Есть и положительный момент - теперь оформление авто возможно без привязки к месту регистрации резидента. Это значительно упрощает процедуру растаможки «евробляхи» и экономит средства на логистику. 

Подводя итог, хочется сказать: новые правила ввоза недорогих евромашин могут создать немалых хлопот тем, кто уже катается на иномарках без регистрации. И да, новации от правительства имеют две стороны монеты. 

Однако спрос на авто из Литвы, Польши и других стран Евросоюза остается прежним. А с учетом действующей скидки на акциз, ввоз автомобиля в Украину обойдется существенно дешевле. 

Получить бесплатный расчет в разделе "Таможенное офромление автомобиля". Если у вас есть желание обзавестись солидным автомобилем по доступной цене, мы знаем как сделать это быстро и с минимальными затратами. 

Поделиться