Автоматизация складской логистики: тренды 2022 года и итоги 2021
Стремительные изменения в торговле, сложности прогнозирования продаж и высокий уровень сервиса – задачи сегодняшнего дня, решить которые помогает автоматизация операций. О состоянии отрасли, возможностях сохранения конкурентных преимуществ и перспективах рассказывает Ярослав Бендяк, руководитель департамента «Автоматизация складской логистики» компании Sklad Service.
Итоги 2021 года
Стоит отметить, что в уходящем году значимых проектов и инвестиций на рынке не наблюдалось: реализованы были те из них, которые планировались еще в 2020 году. Если рассмотреть процессы, происходящие в производственной и складской логистике, можно обозначить следующие тенденции. В производственной, учитывая аграрный уклон страны, просматривался тренд холодной логистики. Отсутствие достаточного количества соответствующих складов в Украине провоцировало проектный спрос на эти объекты. Среди решений значительным спросом (особенно компаний сегмента HoReCa и тех, кто работает с замороженными полуфабрикатами) пользовались проекты с применением мобильных паллетных систем.
В складской логистике спрос диктовал растущий сегмент онлайн-коммерции, ввиду чего огромную значимость приобрели решения по организации сборки заказов. За минувший год те компании, которые начали дополнять офлайновые продажи другими каналами сбыта, концентрировали внимание на автоматизации лишь некоторых процессов и операций. Например, увеличивали эффективность комплектовщиков, работа которых состоит в быстрой сборке большого количества поштучных заказов. Те компании, у которых уже был стабильный рост заказов, завершили автоматизацию всех операций складских процессов. Однако доля таких компаний в Украине пока незначительна.
В целом, рост онлайн-торговли за минувшие периоды провоцировал компании развивать два направления: либо создавать универсальную модель сборки крупных и экспресс заказов, либо разделять эти направления по разным зонам. Если ранее компании располагали одним центральным складом, который обслуживал все каналы сбыта, то сейчас тренд сместился. Компании с собственной сетью офлайн-магазинов и необходимостью ее ежедневного пополнения, активно развивают направление интернет-торговли, под которое выводят отдельный склад. Этот тренд заставляет задумываться о различных методологиях сборки, грамотном построении процессов на таких складах и соответствующей системе управления.
Интересное наблюдение: главенствующим фактором при выборе системы управления складами становится не стоимость, а ликвидность и гибкость. Это касается не только системных решений. К технологиям хранения или отборки, которую внедряют сегодня многие, так же предъявляют требования гибкости во времени. Это закономерно, учитывая возможные изменения в стратегиях компаний: многие уже перешли «из опта в штучку», растет количество SKU на складах. В связи с этим, уменьшается спрос на такие системы как drive-in – не так давно одно из популярных и доступных решений для хранения монопродуктов. Соответственно, увеличивается спрос на шаттловые системы, которые способны хранить и обрабатывать большее количество SKU, чем drive-in, при такой же плотности хранения.
Приживается и имплементируется роботизация. Пару лет назад автоматизированная укладка или перемещение товаров с помощью роботов было ноу-хау, сейчас многие компании либо уже внедрили, либо рассматривают роботизацию определенных операций. Скорость жизни, требования к обслуживанию заказов постоянно меняются и складские технологии, равно как логистика в целом, гибко и быстро реагируют на это.
Прогнозные оценки 2022 года
Не секрет, что компании сферы фармацевтики, ритейл, одежды, электроники, и маркетплейсы в целом, – показывают значительный рост в онлайн-сегменте и продолжают наращивать обороты, и как следствие, становятся потребителями номер один решений по автоматизации и роботизации операций.
В 2022 году востребованы будут как комплексные, так и точечные решения. Комплексная автоматизация – это длинный, сложный и дорогостоящий процесс. Позволить ее смогут те компании, которые проявили интерес к системам ранее и уже внедрили точечные решения, понимают окупаемость и выгоды.
С большой долей вероятности можно утверждать, что простые решения будут массовыми: такие, как, например, движение товаров с помощью транспортных конвейеров. Говоря о простых решениях, подразумеваем те, которые не требуют наличия WMS системы и сложной логики. Каждый склад располагает разными зонами сборки, упомянутая ранее транспортная конвейерная линия хорошо помогает создавать непрерывный процесс движения товара. К подобным решениям можно отнести так же лифтовые и карусельные системы, AS/RS и системы весового контроля, частичную роботизацию операций.
Обеспечение непрерывности процессов. Исходя из того, что интернет-заказы – это мелкоштучные товары, которые зачастую расположены на полочном высотном хранении, то для отбора и передачи их конечному клиенту надо быстро организовывать их спуск. Для непрерывного спуска таких товаров с этажного хранения предусмотрены лифты, спиральные конвейеры. Они позволяют экономить пространство склада, обеспечивают непрерывность процесса 24/7 и предназначены как для работы с коробами (ящиками), так и с паллетами.
Точность формирования заказов. Учитывая то, что средний заказ за минувшие пару лет сильно вырос в количестве SKU, особое значение приобретает контроль точности комплектации. Следовательно, ожидаем рост спроса на решения весового контроля, светового отбора pick-to-light и подбора при помощи голосовых команд pick-by-voice. Эти системы предусматривают обработку и подготовку заказов в полуавтоматическом режиме, снижают количество ошибок подбора и комплектации, увеличивают продуктивность комплектовщиков. Многие говорят о том, что автоматизация монотонных операций вытеснит из процесса человека, однако последние исследования свидетельствуют об обратном. Автоматизация повторяющихся несложных операций высвобождает человека для более важных вопросов. Говоря проще, роботы позволят персоналу не выгорать и уменьшать ошибки, что существенно сэкономит время и средства на подбор и обучение.
Физические средства автоматизации. Преимущественно к ним относят дроны – наше будущее. Однако на сегодняшний день перспектива повсеместного использования дронов в складской логистике лежит в плоскости стандартизации процессов. Только при условии регламентации операций дрон будет располагать возможностью выполнять процесс автоматически. Из позитивного – современные руководители компаний уделяют достаточно внимания реинжинирингу, привлекают сторонних специалистов. Поэтому надеемся на массовое применение дронов различных конфигураций в складской логистике в ближайшие 3 – 5 лет.
Хранение продукции. Складская логистика – это не только работа с мелкоштучным товаром, но также паллетами. Для хранения паллетных грузов будут востребованы шаттловые системы, которые позволяют быстро принимать и отгружать продукцию: скорость перемещения шаттла до 1м/с. Однако, шаттловые, равно как гравитационные системы, рассчитаны на хранение 1 SKU в канале, поэтому грамотное зонирование склада и спрос на проектные работы выходят на первый план.
Организация выдачи продукции. В целом, тренд, который мы наблюдаем сейчас – это наращивание чеков выдачи, но не посредством открытия РЦ (чем больше складов, тем выше затраты на логистику), а благодаря переформатированию собственных точек выдачи и использованию партнерских. Именно развитие пунктов выдачи и их последующая автоматизация будут масштабироваться в 2022 году. В этом поможет роботизация: мобильные роботы, которые осуществляют доставку стеллажей с продукцией или отдельных коробов. Главное преимущество: для внедрения таких роботов не надо перестраивать склад.
В целом, год обещает быть насыщенным проектными работами, поскольку моменту имплементации решения предшествует огромная работа. Уже сейчас есть заинтересованность в проектных работах от компаний из других стран. Это безусловно увеличивает спрос на отечественных специалистов, но также заставляет задуматься о возможном оттоке высококвалифицированных кадров, которые умеют реализовывать сложные проекты по автоматизации. Однако, будем оптимистами: развитие украинских маркетплейсов, фулфилмент складов и желание компаний оптимизировать затраты – свидетельство того, что интересные и масштабные проекты по автоматизации еще впереди.
Потому, сохранение гибкости и адаптивности, поиск возможностей роста и консолидации усилий – вот те основы, которые поддержат любой бизнес и помогут каждому из нас стать еще чуточку лучше. Если именно вы находитесь в поиске возможностей, у нас есть чем помочь - https://ssk.ua/ предоставляет комплексные решения в логистике и предлагает новаторские решения со всего мира.
- Использование полезного объема склада: 90%
- Глубина канала не ограничена
- Скорость перемещения шаттла: 0,8-1 м/с
Описание конструкции Шаттловые стеллажи визуально очень похожи на въездные (drive-in), однако несущий профиль имеет более сложную конструкцию, необходимую для перемещения автоматизированной тележки (шаттла). Как и в случае с гравитационными стеллажами, складской технике нет необходимости заезжать в
- Производительность комплектации: до 350 строк в час
- Диапазон рабочих температур: от -30 °С до +50 °С
- Интеграция с WMS
- Простота в использовании
Опис конструкції Системы Pick-to-light – комплексное решение для оптимизации складского учета. Интуитивно понятное и удобное оборудование, которое упрощает комплектование заказов без дополнительной бумажной работы. Повышение эффективности складского учета подразумевает внедрение системы штри
- Могут использоваться в холодильных и морозильных складах
- Совместимы с большинством типов тары
- Максимальный вес ящика – 50 кг
- Высокая скорость обработки
Описание конструкции Конвейеры позволяют значительно автоматизировать процесс перемещения товаров по постоянным маршрутам следования и, как следствие, повысить производительность склада, одновременно минимизируя эксплуатационные затраты. Такие системы могут использоваться как для перемещения товар