Рынок комплексных решений для логистики: итоги полугодия 2022 г
Чем живет рынок складского оборудования, техники и тары в Украине? Возможна ли реализация проектов во время широкомасштабной войны? С какими проблемами сталкиваются компании-интеграторы комплексных решений для логистики в сумасшедшем 2022 году – читайте в специальном материале Sklad Service.
Рынок автоматизированных систем
Из-за падения платежеспособности рынок значительно сузился. Миллионные проекты поставлены на паузу. Решения по закупкам на значительные суммы фактически не принимаются. Добавляют сложности, безусловно, и логистические нюансы: установка оборудования на определенных территориях Украины невозможна, доставка усложнена.
Вызовами рынка стали не только поиск заказчиков, но и смена поставщиков, вопросы путей доставки. Что пригодилось – это изучение опыта зарубежных коллег. Например, постоянный мониторинг мировых рынков позволил предусмотреть потенциал быстровозводимых сооружений. В Европе общее количество реализованных быстровозводимых складов растет: 374 здания в 2019 году против 481 в 2021 году. Из них склады с алюминиевой конструкцией в 2019 г. составляли 364 помещения, в 2021 г. – 473 помещения, склады со стальной конструкцией соответственно 10 и 8.
Поэтому в «Склад Сервис» еще в конце января 2022 подписали контракт с польским поставщиком каркасно-тентовых ангаров PROTAN ELMARK, а в первой половине февраля с чешским поставщиком мобильных стеллажных систем Mobile Storage (для выполнения 2-х проектов).
«Каркасно-тентовые ангары сейчас, как никогда, пользуются спросом в Украине. На состоявшемся несколько месяцев назад вебинаре мы подробно рассказывали о возможностях этих конструкций. И рынок совершенно правильно воспринял их важность: капитальное строительство пока нереально, а работать нужно», – уточняет Ярослав Бендяк, руководитель отдела «Автоматизация» компании Sklad Service.
В общем, работу компании-интеграторы не прекращали. С каждым днем становилось ясно, что разрушенных складов и логистической инфраструктуры становится все больше. А значит, нужны быстрые доступные мобильные решения. Во второй половине марта был подписан контракт с итальянским поставщиком стеллажных систем DALMINE LOGISTIC SOLUTIONS, а в мае запартнерились с венгерским поставщиком мобильных домов Continest Technologies Zrt. Такие модульные дома уже работают в Украине для задач Национальной полиции.
Сейчас компании-интеграторы работают над завершением проектов, которые начали в прошлом году и до 24.02.2022г. Отмечают, что много времени уходит на коммуникацию с поставщиками и клиентами. А вектор работы направлен на поиск «живых» проектов.
Рынок пластиковой тары и тары для твердых бытовых отходов (ТБО)
Рынок пластиковой тары и ТБО столкнулся с вопросами смены поставщиков и доставкой продукции. Во время активных военных действий искать новые компании, проверять качество продукции и соотносить это с тем, будет ли она удовлетворять потребности отечественного заказчика – эти задачи только верхушка айсберга. «Нужно было принимать во внимание не только качество тары, как до войны, а также платежеспособность заказчиков и понимание того, что больших инвестиций сейчас не будет. Надо учитывать стоимость европейского товара по сравнению с отечественными производителями, – говорит Ирина Стогний, руководитель отдела «Пластиковая тара и ТБО» Sklad Service. – Сейчас люди хотят тару как можно дешевле. По ТБО – мы наблюдаем не выделение средств от государства на покупку мусорных контейнеров».
Пришлось просмотреть поставщиков. В мае 2022г. подписали контракт с производителем пластиковой тары TBA Plastové obaly s.r.o (Чехия). В июне – контракт с производителем пластиковой тары Jcoplastic S.p.A (Италия). По ТБО также в процессе расширения ассортимента, особое внимание направлено на баки «колокольчики», уличные урны.
Актуальными направлениями являются взаимодействие с постоянными клиентами, работа на тендерах, снижение наценки в прайсе, работа с налоговыми базами и поиск новых клиентов из них. Можно отметить, что кроме направления ТБО большие проекты почти исчезли. Но почти не значит все. Так что работаем.
Рынок погрузочной техники
Погрузочная техника всегда в прямой зависимости от рынка складов. Если рушится рынок складов, приостанавливается производство, то погрузочная техника чувствует себя затруднительно. Количество реализованных проектов снизилось: с момента полномасштабного вторжения было реализовано немногим более, чем за первые два месяца.
Впрочем, в отличие от других направлений и рынков, погрузочная техника не нуждалась в поиске новых поставщиков и техники, поскольку практически всю ее производят в Европе, Китае.
«Возросла потребность в дизельных и газовых погрузчиках. Это закономерно, поскольку в Украине сейчас увеличилось количество ГО и есть необходимость выполнять погрузочно-разгрузочные работы на улице», – рассказывает Дарья Костина, руководитель отдела погрузочной техники Sklad Service.
Кроме того, сейчас значительное количество продаж – это то, что есть в наличии, чем под заказ. Клиентам нужно решать задачи здесь и сейчас, а не ждать доставку. Техника из Китая имеет слишком долгий lead time.
Рынок стеллажных конструкций
«Спрос на стеллажные системы с момента широкомасштабных военных действий перераспределился и претерпел существенные изменения. Приобретение новых конструкций снижено. Даже те компании, бизнес которых сосредоточен в центральных и западных регионах Украины, предпочитают приобретать подержанные стеллажи. Сейчас количество запросов на них составляет 20-30% от общих, тогда как до войны было менее 10%», – говорит Дмитрий Ленок, генеральный директор Sklad Service.
Впрочем, за период март – июль удалось реализовать почти аналогичное количество проектов, как за два предыдущих зимних месяца. Это, конечно, не те цифры, к которым привыкли, но все все понимают и продолжают работать. Рынок, как и все мы, ожидает завершения активных боевых действий и возможности по восстановлению Украины. Большое количество складской и логистической инфраструктуры было разрушено, так что работы будет много.