Логистика в Украине: компании продолжают работать



В Украине до сих пор закрыты порты, через которые осуществлялась львиная доля грузоперевозок. Не работают аэропорты. Ни пассажирские, ни грузовые перевозки невозможны. Украинская логистика перешла исключительно на железную дорогу и автомобильный транспорт. Тем не менее, бизнесы работают 7 дней в неделю: вы можете получить посылку день в день, решить вопросы онлайн и провести оплату в любой форме. Какие вызовы стоят перед транспортно-логистическим сектором, какими путями преодолеваются препятствия и есть ли возможности?
Maersk считает, что да. В начале марта компания выпустила официальный релиз о прямом бронировании в Украину, которое было приостановлено год назад. Для этого запущена новая еженедельная баржа из порта Констанца, Румыния, в порт Рени, Украина. Сейчас услуга полностью работает на двух маршрутах – через канал Констанца/Дунай и Чёрное море. Транзитное время – примерно 1,5 суток.
Оформить бронирование можно по ссылке, для этого потребуется регистрация в системе. Почему это важно для логистики страны? Зерновой коридор – это только о зерновых, и то не обо всех. Для другой продукции из Украины – железная дорога, автотранспорт и подобные Рени порты. Кстати, порт Рени ни одного дня в течение прошлого года не прекращал работу, более того, провёл углубление дна акватории и показал лучший результат за все годы независимости. Объём грузопереработки в 2022 году был в 6,5 раза выше, чем в предыдущем.
А значит, риски учтены, возможности оценены. И они есть.
В Украине запустили интерактивную карту инвестиционных и бизнес-возможностей.
Чем и кому она полезна? Потенциальным инвесторам. Для поиска бизнес-партнёров. Карта имеет интуитивно понятный «интерфейс». Переходим по ссылке, выбираем регион, в нижнем правом углу переходим на страницу региона, смотрим варианты проектов и отправляем запрос. Всё просто. Карта содержит 81 проект и охватывает 14 индустрий: агро, строительство, транспорт и логистика, переработка, пищевая, топливная отрасли, лёгкая/тяжёлая промышленность, туризм, образование/развитие, добыча, обращение с отходами, здравоохранение, административное и вспомогательное обслуживание.
Несмотря на войну, инвесторы заходят. Видимо, руководствуются мыслью Уоррена Баффета: «Не держитесь за деньги во время войны. В ближайшие 50 лет гораздо лучше иметь работающие производственные активы, чем пачку бумаги».
Инвесторы строят. Прямо сейчас. Во время войны. Под ракетными обстрелами вкладывают в развитие.
Например, Nestle Украина запускает производственный хаб в Луцком районе Волынской области. 40 млн швейцарских франков будет инвестировано в расширение производства на 1 500 рабочих мест. Компания планирует сделать этот хаб продовольственным и кулинарным центром, который будет поставлять продукцию на европейские рынки.
Какие технологии в тренде?
Быстровозводимые модульные здания.
Компания Склад Сервис, которая предоставляет комплексные решения в логистике, комментирует это так: «Быстровозводимые сооружения могут быть установлены за пару месяцев, а срок эксплуатации у них 50 лет, они требуют меньших первоначальных инвестиций. Их можно разворачивать практически на любом твёрдом участке. Это преимущество для компаний. Например, недавно монтировали склад для компании Агромат менее чем за квартал, склад длиной 75 метров, на участке с перепадом высот в 700 мм, без проведения сложных работ с фундаментом.»
Скорость – это черта украинского бизнеса. Компании здесь очень цифровизированы. Переводы денег – минута в минуту, работа менеджеров через все социальные сети и мессенджеры, ответы клиенты получают за пару минут.
Конечно, есть компании, которые ушли с рынка. Но есть и те, кто разглядел освободившуюся нишу от конкурентов и сделал ставку на победу и «инвестиции длиною в жизнь».